Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина появились уже в его первых лицейских стихах; например, в стихотворении «Лицинию» звучит предостережение современникам: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». В 20-е годы XIX века в произведениях поэта затронуты темы, волновавшие декабристов.

В оде «Вольность» (1817) поэт обличает тиранию, а значит — самодержавие. Пушкин уверен, что миром должен править не царь, а закон. Он призывает правителей: «Склонитесь первые главой под сень надежную Закона. И станут вечной стражей трона народов вольность и покой». На примерах исторических личностей он показывает, к чему приводит пренебрежение законом — казнь Людовика XVI, убийство Павла I. В первой части этого стихотворения поэт провозглашает его идею: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Вторая часть развивает эту мысль, а третья преподносит «урок» царям.

В 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву». Оно продолжает идеи русского революционного романтизма, заложенные в последних произведениях Радищева. Обращено стихотворение к Петру Яковлевичу Чаадаеву — прекрасно образованному и критически мыслящему человеку, автору «Философских писем». Через описание становления героя поэт призывает молодежь своего времени посвятить служению отчизне все лучшее:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

Поэт уверен, что усилия не пропадут даром, а наградой такому служению станет историческая слава:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Через год, в 1819 году, Пушкин создает стихотворение «Деревня». Оно посвящено проблеме крепостного права. Начинается стихотворение идиллической картиной сельской жизни: «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Среди прекрасной, тихой природы человек освобождается от всего наносного («Я здесь, от суетных оков освобожденный») и может сосредоточиться на творчестве («…ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, к трудам рождает жар во мне, и ваши творческие думы в душевной зреют глубине»). Резко начинается вторая часть стихотворения, где поэт обличает «барство дикое, без чувства, без закона». Поэт не уверен, что ему удастся увидеть над своей родиной «свободы просвещенной» прекрасную зарю.

В 1827 году поэт посылает с женой декабриста А. Г. Муравьевой, едущей к мужу на каторгу, стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Здесь дана высокая оценка подвигу декабристов и выражена уверенность в том, что жертвы не были принесены зря («…не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»). Поэт призывает своих друзей стойко переносить выпавшие на их долю испытания («…храните гордое терпенье») и с уверенностью заявляет: «…придет желанная пора- темницы рухнут…»

В стихотворении «Анчар», написанном в 1828 году, Пушкин в иносказательной форме разоблачает природу самодержавия. Неограниченная власть становится пагубной не только для раба князя, но и для соседних народов. Стихотворение передает удушающую атмосферу жизни при отсутствии свободы.

Comments

Добавить комментарий