Тема и идея комедии Гоголя «Ревизор»

Н. В. Гоголь об идее комедии «Ревизор»

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

 

Образ города

Местом действия писатель избрал маленький провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, до границы не доедешь»; героями комедии он вывел провинциальных чиновников. Образ города выступает как целостная система. Город представлен городничим, чиновниками, городскими помещиками, купцами, городскими низами. Маленький городок в «Ревизоре» предстал как своеобразный микрокосм, изображая который Гоголь запечатлел типичные черты всего общественного строя. Ни у кого нет сомнения, что перед нами типичный город. Автор отразил практически все стороны жизни русского города, показал все классы и сословия, за исключением крестьян, не играющих роли в общественной жизни, все государственные институты, за исключением армии и церкви.

Гоголь не ограничивает свою сатиру уездным городом. Образ Хлестакова связан с темой Петербурга, где иерархическая лестница достигает самого верха. Образы чиновников в изображении города занимают центральное место.

Чиновничество

Оценивая образ городничего, Белинский писал: «…он получил в наследство от отца и от окружающих его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их взяточничество, казнокрадство, низкопоклонничество и подличанье перед властями, знатностию и богатством, ломанье и скотская грубость перед низшими себя. Простая философия! Но заметьте, что в нем это не разврат, а его нравственное развитие… и он оправдывает себя простым правилом всех пошлых людей: “Не я первый, не я последний, все так делают”».

Если Хлестаков — «лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый, олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог весть куда», то городничий, далеко не столь простосердечный и приглуповатый обманщик, как Хлестаков, оказывается обманутым не только и не столько Хлестаковым, сколько самим собой, тем, что психологи называют ценностной или поведенческой установкой личности, и своей «нечистой совестью».

В комедии автор выводит лишь одного положительного героя — это смех.

А. И. Герцен об авторе «Ревизора»

«Никто и никогда до него не написал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Смеясь, он безжалостно проникает в самые сокровенные уголки этой нечистой, зловредной души».

Средства сатирической типизации

«Ситуация ревизора» — ситуация страха, за которой следует саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей.

Речевые характеристики героев: крылатые выражения («легкость мысли необыкновенная» и пр.); алогизмы (больные выздоравливают, как мухи»); гипербола («арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке из Парижа» и пр.).

Не случайны говорящие фамилии (Уховертов, Сквоз- ник-Дмухановский, Хлестаков и др.) и парные персонажи (Бобчинский и Добчинский).

Комичные ситуации в пьесе усиливают сатирический эффект (городничий вместо шляпы надевает футляр и др.).

Любовная интрига носит пародийно-комический характер (Хлестаков одновременно вскружил голову жене городничего и его дочери).

Авторская позиция выражена в «Замечаниях для господ актеров», в авторских ремарках, в немой сцене, смысл которой — суд над чиновниками. В тексте автор не говорит об этом явно, но верит, несомненно, в справедливое возмездие.

В комедии «Ревизор», написанной в соответствии с методом критического реализма, показана эпоха 30-х годов XIX века. Автор выводит типические характеры в типических обстоятельствах. 

Жанровое своеобразие «Ревизора»

«Ревизор» — комедия общественно-политическая. 

Конфликт в «Ревизоре»

Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в остром противоречии между всей социальной практикой привилегированной бюрократии и интересами народа. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы деятельности вместо заботы об общественном благе — общепризнанные «нормы» жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование.

Внешняя сторона конфликта: Хлестаков, принятый по ошибке за ревизора, с одной стороны и чиновники города — с другой. Между героями нет глубоких противоречий, и их взаимоотношения основаны на недоразумении.

Comments

Добавить комментарий