М. В. Ломоносов – краткие биографические сведения

Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный ученый, поэт. Он родился 8 (19) ноября 1711 года на Севере, в деревне Денисовке (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье государственного крестьянина-помора. В 1730 году, против воли отца, девятнадцатилетний Ломоносов пешком идет в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына. Здесь Ломоносов изучает древние языки, труды античных авторов, ораторское искусство. В 1735 году он, в числе лучших учеников, был направлен в Петербург для обучения в университете при Академии наук. В следующем году его послали в Германию, в город Марбург, для изучения горного дела и химии. В 1739 году он присылает в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором завершает начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения. Вместе с письмом была прислана «Ода на взятие Хотина».

В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию и поступает на службу в Академию наук, а в 1745 году получает звание профессора химии. Ломоносов, несмотря на недоброжелательность со стороны начальства, проводит научные исследования, поражающие разнообразием интересов и обилием результатов. Он занимается горным делом и металлургией, проблемой атомно-молекулярного строения вещества, теорией теплоты, астрономией и явлениями атмосферного электричества. Все эти многофазные исследования позволили ему сформулировать один из основных законов естествознания — закон сохранения вещества и движения.

При энергичном содействии Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет. В области теории словесности Ломоносову принадлежат такие работы, как «Риторика» (1748) (книга о теории ораторского и вообще поэтического искусства), «Российская грамматика» (1755).

В целях упорядочения литературного языка Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) предложил свою теорию «трех штилей», положив начало научному изучению русского языка. Он утверждал существование «трех штилей» в русском языке (высокого, среднего, низкого). Разделение он проводил по жанрам. Высокий стиль — ода, героическая поэма; к среднему стилю относились трагедии, послания, элегии, сатира; к низкому стилю он относил комедии, эпиграммы, басни и т. д.

Произведения высокого стиля должны быть написаны торжественно, что достигалось использованием церковнославянизмов и других архаических языковых средств. Ода может описывать только события великого исторического значения и изображать только великих людей — царей, императоров и пр.

Произведения среднего стиля должны состоять «из речений, больше в российском языке употребительных», можно использовать в них и слова, присущие высокому стилю, но с «великой осторожностью, чтобы слог не казался надутым. Равным образом можно употреблять и низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость».

Произведения третьего, низкого стиля должны состоять из слов разговорного языка, «простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению».

М. В. Ломоносов развил силлабо-тоническую систему стихосложения, введенную в русскую литературу Василием Кирилловичем Тредиаковским (1703—1769).

Как поэт Ломоносов прославился своими похвальными одами. Высокий художественный уровень его од способствовал распространению этого жанра в русской поэзии XVIII века. Оды Ломоносова были образцом для нескольких поколений поэтов.

Умер М. В. Ломоносов в Петербурге 4(15) апреля 1765 года. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Comments

Добавить комментарий