Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется социализацией. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна.

Социализация личности начинается с рождения и продолжается до конца жизни индивида. Это освоение им социальных ролей: ребенок, подросток, работник, родитель, супруг, руководитель. Индивид принимает и отвергает те или иные духовные ценности, политические установки, меняет свои взгляды и убеждения.

Огромная роль на первом этапе социализации индивида принадлежит семье. Семья обеспечивает первичный социальный статус. Родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны — дети могут быть заброшены в силу безответственности родителей, отсюда детская и подростковая преступность, алкоголизм, проституция, беспризорность. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию индивида оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. В нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, но могут быть случаи иерархии, подчинения, зависимости и т.д.

Одним из главных «социализаторов» каждого человека является школа. Школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности, ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению. В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации — телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио. СМИ являются носителями не только культуры, но и средством манипуляции — т.е. оказывают воздействие, побуждение к определенным действиям, настроениям, отношению.

Comments

Добавить комментарий