Лирика Тютчева

Особенности своих произведений Тютчев осознавал, соотнося их с поэзией Пушкина. Творческий диалог с Пушкиным, реакция на идеи и образы его лирики могут быть отмечены в его стихотворениях разных лет. Два из них он посвящает Пушкину. В стихотворении «29-е января 1837», посвященном гибели Пушкина, Тютчев дает итоговую оценку деятельности и личности поэта. Пушкин — первая любовь России, подлинный царь ее лучших умов.

В стихотворении «Цицерон» (1830), названном именем римского оратора и политического деятеля, героем является современная мысль, бросающая вызов разрушительным силам истории.

Страсть к познанию проявилось в стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье…» (1834). В стихотворении нет отрицания религии, автора волнует вопрос о познании.

В стихотворении «Лебедь» (1829) за противопоставлением лебедя и орла стоит скрытое уподобление лебедя лирическому поэту-созерцателю, а орла — романтическому бунтарю, гражданскому обличителю в поэзии.

Тютчев обрушивает свой гнев на людей, равнодушных к природе, видящих в ней «слепок», «бездушный лик», в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836):

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Человек для Тютчева такая же тайна, как природа, но каждая личность несет свою, особенную тайну (стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…», 1865). Мир души человека исконно трагичен, в нем кроются стихии разрушения и саморазрушения. Стремясь приобщиться к гармонии, человек испытывает и притяжение хаоса. Обращаясь к ночному ветру в стихотворении «О чем ты воешь, ветер ночной?..» (1835), поэт восклицает:

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Вместе с тем душа человека таит нравственные и творческие силы, которых не знает природа.

Во многих стихах Тютчева откровенность увлеченного страстью сердца губительна. Она делает его беззащитным перед пошлостью толпы. В стихотворении «Чему молилась ты с любовью…» (1852) внутренний мир женщины, способной на глубокие чувства, уподобляется храму, а бездушное светское общество, преследующее ее своим лицемерным судом, рисуется как толпа, оскверняющая храм.

В стихотворении «14-е декабря 1825» Тютчев рисует восстание декабристов как не принятую народом и историей жертву, подвиг, недостойный названия героического, обреченный на забвение. Он создает образ крепостнической монархии России как «вечного полюса», пронизанного железным дыханием ночи.

Тютчев был человеком бурных чувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и откровенностью выражения страсти.

Comments

Добавить комментарий