Идея и тема произведения Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”

Это историческая поэма, написанная в народном стиле. Во время пребывания Лермонтова в университете произошел случай увоза красавицы жены купца, жившего в Замоскворечье по-старинному. Купец торговал в Гостином дворе, а хозяйством его заведовала старуха. Проживавший в Москве после польской кампании оправившийся от полученной раны лихой гусар, тщетно ухаживавший за приглянувшейся ему женой купца, похитил ее с улицы, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поругание семьи, а потом, арестованный, наложил на себя руки. Этот случай глубоко затронул поэта. Лермонтов усвоил черты народного творчества и исторически верно показал характеры лиц, выставленных им в этом произведении. Побывав зимою 1836 года в Тарханах, Лермонтов устроил между крестьянами кулачный бой и, оставшись доволен виденным, подарил крестьянам несколько участков лесу и особенно одарил победителя.

Композиционные особенности: зачин, рефрен, концовка, где гусляры обращаются к царю.

В «Песне…», во-первых, налицо конфликт между Калашниковым с одной стороны и самодержавной властью, которая представлена в данном произведении в лице царя и Кирибеевича, с другой. В образе молодого купца Калашникова Лермонтов стремился отразить лучшие черты представителя народа. Автор, используя семейно-любовный сюжет, переносит во времена Ивана Грозного борьбу личности за свои права, что невозможно для той эпохи. Царь объявляет правила кулачного боя и сам их нарушает, казнив Калашникова. «Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит».

Во-вторых, нашел свое отражение конфликт между идеалом справедливости, носителем которого является Калашников, и эгоизмом, проявившемся в Кирибеевиче. Царь Иван Грозный в «Песне…» представлен как жестокий, хотя и справедливый властитель.

 

В. Г. Белинский о «Песня про царя Ивана Васильевича»

«Вымышленная быль «Песни…» оказалась достоверней всякой действительности… Содержание поэмы… полно поэзии; если бы оно было историческим фактом, в нем жизнь являлась бы поэзиею, а поэзия — жизнью».

Калашников. «Есть души, лозунг которых все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемневшей славы…»

Кирибеевич. «Любовь Кирибеевича — не шуточное дело, не простое волокитство, но «страсть натуры сильной, души могучей». Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел».

Иван Грозный. «Тирания Иоанна Грозного… возбуждает к нему скорее сожаление, как к падшему духу неба, чем ненависть и отвращение, как к мучителю. Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России».

Comments

Добавить комментарий