В мире художественного слова М. Ю. Лермонтова. На странице 160-164

1.   Как вы понимаете слова и выражения: нынешнее племя; зимние квартиры; у наших ушки на макушке; уж постоим мы головою за родину свою; рождён был хватом; ломить стеною; слуга царю, отец солдатам?

Нынешнее племя – это современники.

Зимние квартиры – это казармы, в которых зимовали солдаты.

У наших ушки на макушке – быть внимательным, быть настороже.

Уж постоим мы головою за родину свою – не пожалеем своих жизней ради победы. Рождён был хватом – парень не промах, толковый парень.

Ломить стеною – пойти в атаку.

Слуга царю, отец солдатам – человек, который в своей должности и перед начальством хорош и в то же время заботится о подчинённых.

2. Какое значение имеют слова басурманы, мусыо, заутра ? Назовите слово с отрицательной окраской.

Басурманы – иноверцы, противники, иностранцы. Мусьо- искаженное "мсье" -"господин" по-французски. Заутра – назавтра, завтра утром. Слово с отрицательной окраской – басурманы.

3. Какие черты устного народного творчества можно найти в стихотворении «Бородино»?

Хорошо было известно и знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино". Постоянно печатавшееся в песенниках и в лубочных листах, оно нашло отзвук и в песенном репертуаре народа на протяжении всего XIX века. Встречается "Бородино" и в советских записях народных песен.

4. В стихотворении происходит своеобразный диалог старого и молодого солдата. Найдите и зачитайте примеры диалогической речи. Обратите внимание на то, как часто в разговор со старым солдатом вступает солдат молодой.

Диалог-это разговор двух людей и более, а монолог это разговор одного человека.

-Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва спалённая пожаром французу отдана?

ведь были ж схватки боевые

-да говорят ещё какие.

недаром помнит вся Россия про день и т. д.

5. Почти всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении, то есть его воспоминания. Найдите в словаре и выпишите значения слов диалог и монолог. Подумайте, почему М. Ю. Лермонтов предоставляет слово солдату — участнику’ Отечественной войны 1812 года?

Думаю, потому что этот солдат был на войне. Он был на поле боя, видел своими глазами всю ту картину которую он описывал. И те слова которые он говорил:

Земля треслась-как наши груди.

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи оружий

Слились в протяжный бой…

Скорее всего он навсегда запомнил эту картину будь еще довольно молодым.

Он как никто другой испытал на себе всю тяжесть голода и давление войны.

И после победы он рассказывал как они "Отпраздновали"

Вот затрещали барабаны- И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны.

Товарищей считать.

Но вот все позади и прошли годы, и он наконец рассказал о той войне.

6.  Строки с риторическим восклицанием

1 вариант

От начала стихотворения до слов: «… Есть разгуляться где на воле!»

Да говорят еще какие! – звучит гордость за тех, кто принес славу родине. Про день Бородина! – подчеркивается значимость события. Богатыри – не вы! – звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному’ славы и великих дел. Не отдали б Москвы! – чувствуется горечь, сожаление человека, испытывающего боль за судьбу страны

2  вариант

От слов: «…Есть разгуляться где на воле!» до конца стихотворения

На основании анализа приведенного литературного произведения можно сформулировать ответ: Есть разгуляться где на воле! – звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке! – гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя. Вам не видать таких сражений! – звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях. И думал: Угощу я друга! Ностой-ка, брат мусыо! – звучит ирония рассказчика, сознающего свое моральное превосходство над врагом

7.  Звук пролетающего ядра создается с помощью повторяющегося звука У (летУчий, францУзы, тУчи). Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом. Ассонанс служит для создания звукового образа, усиливает эмоциональность поэтической речи.

8. В отрывке из стихотворения найдите примеры аллитерации и объясните роль этого выразительного средства в создании картины боя. Отрывок определите сами.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

1)  "Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

2)"Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!"

9.  В стихотворении "Бородино" М. Ю. Лермонтов называет русских солдат следующими словами: "вся Россия", "люди" (3 раза), "богатыри" (2 раза), "мы" (9 раз), "старики", "командиры", "полковник наш", "наши", "ребята", "братья", "все", "товарищи", "могучее, лихое племя" (2 раза). Этих слов намного больше, чем тех, которые обозначают французов, так как Лермонтов хотел показать героизм и единство русских солдат — "мы" в тексте встречается 9 раз. Самые выразительные слова, передающие храбрость русских солдат: "были люди в наше время", "богатыри", "боя ждали", "пойдём ломить стеною", "умереть мы обещали и клятву верности сдержали", "рука бойцов колоть устала", "изведал враг не мало", "русский бой удалый, наш рукопашный бой", "были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять".

10. Как думаете почему поет использует обратный порядок слов – инверсию?

Обратный порядок слов отличается от привычного и придает повествованию особую выразительность, позволяет передать чувства волнения, гордости, горечи.

11. Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: «Да. были люди в наше время…» (они расположены в начале и I» конце рассказа старого солдата). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляюui.ee как бы зачин м концовку. Найдите подтверждение этому тезису. В каком значении употреблено здесь слово «иоле»?

В конце стихотворения строки меняются, приобретают интонацию заключения, вывода. Старый солдат словно подводит итог своему повествованию, поэтому слова «Не то что нынешнее племя» заменяются на «могучее, лихое племя», а слово «не будь на то» – на слово «когда».

12. Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает:

В этом случае русский солдат относится к французу, как к врагу. И говорит, что угостит, то есть "даст как следует".

13. Пели мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще и почему?

Слов «бой» в контексте стихотворения приобретает значение «решающий бой», имеющий важное историческое значение. Бой изображён Лермонтовым как общее, трудное дело.

14.  Выпишите из текста стихотворения сравнения. Какую роль они играют в описании сражения?

1. Уж мы

пойдем ломить стеною.

2. Французы двинулись, как тучи.

3.  Носились знамена, как тени.

4.  Земля тряслась — как наши груди.

5.  Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Сравнения помогают автору передать всю грандиозность и масштабность Бородинской битвы, с помощью данного средства выразительности перед нами рисуется великая сплоченность русского войска (пойдем ломить стеною), готовность погибнуть во имя Родины (умремте…, как наши братья умирали… ), огромные, в сравнении с русскими, силы противника (как тучи), динамика, движение боя (знамена носились, как тени; земля тряслась). Также сравнения поддерживают композиционную параллель /природа/человек/: родная земля сотрясается и волнуется так же, как в груди русских солдат во время битвы существует буря эмоций: от страха до осознания величественности минуты.

15.  Прочитайте отрывок из стихотворения «Бородино». Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке.

Метафоры:

Звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел.

Метафоры помогают сделать стихотворный текст выразительнее, с помощью метафор передана и звукопись (ЗВуЧал булат, каРТеЧь ВиЗЖала), и динамика повествования (звучал, визжала), и, следовательно, динамика рисующейся картины: идет бой, все беспрестанно движется, взрывы, стоны, крики, дым, лязг оружия, стрельба… Метафоры помогают передать всю грандиозность, но вместе с тем трагизм и ужас битвы, приведшей к бесчисленным смертям (гора кровавых тел).

Comments

Добавить комментарий