Лирика Некрасова

40-е годы — ранний романтический период творчества Некрасова (сборник «Мечты и звуки», 1840). Стихотворение «Жизнь» содержит упреки обществу в «бездейственной лени»; стихотворение «Тот не поэт…» обнаруживает верное и широкое понимание цели и смысла поэзии; в «Пире ведьмы» слышны отголоски народных мотивов. Некрасов пробует себя в прозе. Печатает повесть «Петербургские углы», о которой Белинский отзывается одобрительно. В одном из некрасовских водевилей возникает образ «маленького человека». Стихотворения этого периода: «Вчерашний день…» (1848), социальная элегия «В дороге», «Когда из мрака заблужденья…», «Еду ли ночью по улице темной», «Тройка»; «Перед дождем», цикл «На улице».

Общение с Белинским сыграло большую роль в духовном развитии Некрасова. Стихотворение «Чиновник», которое написано в 1844 году, содержит вполне реалистический портрет «среднего» петербургского чиновника, который самодоволен и труслив, рвется к новым чинам и степеням, ненавидит и боится сатириков- разоблачителей.

В стихотворении, которое начиналось строчкой «Стишки! стишки! давно ль и я был гений?» (1845), выражена горькая насмешка над бесплодностью мечтаний «избранников небес», прежних романтических поэтов, гордо и наивно веривших в свое высокое призвание:

..мы пели, пели

И песнями пересоздать умы,

Перевернуть действительность хотели.

А между тем действительность была

По-прежнему безвыходно пошла,

Не убыло ни горя, ни пороков —

Смешон и дик был петушиный бой

Непонимающих толпы пророков

С невнемлющей пророчествам толпой!

Некрасов причисляет себя к тем поэтам, которые не нашли реальных путей воздействия на «толпу».

Стихотворение «Колыбельная песня» — памфлет на николаевское чиновничество.

В своих произведениях Некрасов говорит о жизни деревни, о народном быте. «В дороге» (1845) — печальная повесть о судьбе деревенской девушки, загубленной господами, — первое антикрепостническое стихотворение Некрасова. Стихотворение «Родина» (1846) — обличение бесчеловечности крепостного быта. Образы природы служат средством передачи атмосферы народного страдания.

В 1847 году поэт пишет стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», где сконцентрированы характерные мотивы некрасовской «городской» поэзии: безысходное горе «маленьких людей», беззащитность бедняков и трагическая участь женщины.

В 1850 году появляется цикл «На улице», который содержит четыре небольшие зарисовки уличных впечатлений. Оборванный бедняк, укравший калач; старики родители, провожающие сына-рекрута; солдат с детским гробиком под мышкой; «Ванька-дуралей», мечтавший о седоке побогаче. В начале 50-х годов проявляется стремление Некрасова осмыслить, образно осознать сущность поэзии. Еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» он с большой силой запечатлел трагический облик своей музы, сравнив ее судьбу с судьбой гибнущей под ударами кнута крестьянской женщины.

Внимание к проблеме назначения поэзии, смысла искусства начинается у Некрасова со стихотворения «Блажен незлобивый поэт…» (1852). Приверженцу «спокойного» искусства, живущему «без печали и гнева», он противопоставил «благородный гений» сатирика и обличителя», вооруженного «карающей лирой». Поэт знает, как труден его путь:

Его преследуют зсулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленъя.

Стихотворение «Замолкни, муза мести и печали!» (1855) Некрасов завершил поэтической антитезой:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Образ музы то сливался в поэтическом сознании Некрасова с образом родины, то заключал в себе самоопределение, то представал в виде «породистой русской крестьянки», то в нем угадывались черты любимой женщины, иногда матери, но чаще муза являлась в качестве «печальной спутницы печальных бедняков».

Со второй половины 50-х годов — поэзия революционной демократии. Поэт сотрудничает с журналом «Современник», печатается в «Колоколе» Герцена, альманахе «Полярная звезда». В своем творчестве он преследует идею гражданского служения, а также идею борьбы за гражданские убеждения. Стихотворения этого периода: «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Железная дорога», поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) было впервые опубликовано в 1860 году в газете «Колокол», на что Герцен отозвался следующим образом: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Некрасов начинает стихотворение обличением:

Вот парадный подъезд,

По торжественным дням

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь — в том их призванье!

В стихотворении Некрасова появляются просители-мужики, которые представляют собой символический образ деревенской России. Крестьяне живут в нищете, горе и унижении. Швейцар прогоняет мужиков.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

В своих покоях пребывает в роскоши вельможа. Автор меняет размер стихотворения и рифмовку.

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру, —

Пробудись!

С общим содержанием стихотворения контрастирует описание старости вельможи, смерти которого наследники ждут «с нетерпением» и которому Некрасов не дает умереть на родине.

Об отношении автора к вельможе можно судить, исходя из строк:

Герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Особое место в стихотворении занимает образ русской земли, которая является свидетелем убогой жизни народа, вынужденного смиренно влачить свое существование. Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал!

В кульминации произведения Некрасов обращается к извечной героине народных песен — к Волге.

Волга! Волга!

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.»

В конце стихотворения автор в своем вопросе к народу выражает веру в то, что терпение его не должно быть бесконечным.

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

В 1860—1861 годах лирика Некрасова посвящена деревне. Жители деревни — пахари, бурлаки, косари, жнецы, охотники, коробейники — заговорили в некрасовских стихах живыми голосами, каждый своим языком, так как прямо из уст слушал поэт рожденные самой жизнью темы и сюжеты. В «Деревенских новостях» слышится вопрос: «Ну, говори поскорей, что слыхал про свободу?»

Мир крестьянства и мир природы, соединившись с народно-сказочной фантастикой, переплелись в поэме «Мороз, Красный нос» (1863). Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души. До Некрасова никто не воспевал крестьянский труд как основу жизни.

В стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти приятеля», поэмах «В. Г. Белинский», «Пророк», «Кому на Руси жить хорошо» раскрывается тема народного заступничества.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» написано в форме послания. Добролюбов в нем предстает как гражданин, который посвятил свою жизнь служению родине.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял…

Некрасову удалось создать образ революционера-демократа, который, «взывая к жизни новой», способен на разумной основе достичь преобразований в обществе.

Настоящим горем стала преждевременная смерть Добролюбова, пророка и просветителя, для его друзей и для самой России.

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами…

Плачь, русская земля, но и гордись —

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты,

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Некрасов убежден, что такие деятели, каким был Добролюбов, необходимы для существования и развития общества.

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Поэтическим завещанием Некрасова является стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Стихотворение делится на четыре части, первая из которых содержит размышления автора о тяжелой судьбе русского народа, живущего в лишениях и страданиях.

Вторая часть — это размышления автора о себе как о поэте и своей поэзии.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи…

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи,

— Шепнула муза мне: — Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

В третьей части стихотворения Некрасов говорит, что жизнь крестьян не изменилась. Он усматривает противоречие между тем, как безрадостно живут крестьяне, и той гармонией, которая существует в природе.

В заключительной части стихотворения Некрасов благословляет труд народа и проклинает «народного врага». Автор сожалеет, что русский народ на его обращения и призывы отвечает молчанием.

 

…Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, —

Увы! Не внемлет он — и не дает ответа…

Некрасовская муза, народная по своей сути, была крепкими нитями связана с освободительными идеями эпохи.

Comments

Добавить комментарий