Лирика Лермонтова

Выделяют три наиболее характерных периода становления писателя:

  1. Конец 20 — начало 30-х гг. — юношеский период накопления творческих импульсов, соединения активных жизненных начал с интересом к теоретическим знаниям и самопознанию.
  2. 1832—1836 гг. — стремление к «действованию» в практике жизни и в поисках нового художественного метода.
  3. 1837—1841 гг. — годы зрелого литературного творчества.

Основными мотивами лирики Лермонтова являются:

  1. свобода;
  2. борьба;
  3. одиночество.

1. Свобода

Лирические произведения Лермонтова были связаны с эпохой, в которой творил поэт. Назревало основное противоречие эпохи: между самосознанием личности, утверждавшейся в своем индивидуальном значении, и познанием законов исторического развития нации, народа. Лирика Лермонтова в начале 30-х годов отразила значительную часть этих противоречий. В первую очередь это относится к политической лирике, которая занимает главенствующее место в творчестве поэта; не будет периода, более интенсивно окрашенного активной политической мыслью, трактующей тему возмездия, подвига во имя свободы. В стихотворениях нашли свое отражение наследие декабристов и протест против самодержавия, крепостничества.

Звуки революции, которая, как казалось молодежи, должна была принести с собою всем, следовательно и России, свободу, равенство и братство и водворить новую эру всеобщего счастья, были заразительны. Юный поэт увлекся мечтами свободы.

В стихотворении «Новгород» (1830) автор вопрошает:

Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством упали?

Зачем?.. Погибнет ваш тиран,

Как все тираны погибали!..

До наших дней при имени свободы

Трепещет ваше сердце и кипит!..

Далее в стихотворении Лермонтов упоминает Париж, в котором живет дух свободы:

Есть бедный град, там видели народы

Все то, к чему ваш дух теперь летит.

Вспоминая в подмосковном селе Середникове отца, чуткою душою скорбя о социальном приниженном положении покойного и чувствуя себя чужим среди богатой родни бабушки, он уходил душою в прошлую жизнь предков. Шотландские барды — певцы и бойцы свободы — встают перед ним. Тоскливое желание настраивает душу, и вот в ней звуки песни («Желание», 1831): 

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить ?

На запад, па запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

Он полон решимости смахнуть пыль со щита и меча, которые принадлежали его предкам, а также коснуться струны шотландской арфы. «Последний потомок отважных бойцов», коим являлся Лермонтов, не сможет осуществить своих желаний, так как законы судьбы слишком строгие. Он предвидит свою кончину «средь чуждых снегов», говоря, что он «здесь был рожден, но нездешний душой».

В стихотворении «Желанье», написанном в 1832 году, Лермонтов, чувствуя себя пленником, говорит о своей личной свободе от общества, о желании жизненных страстей.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…

В жизни столько неизведанного, и душа просит новых ощущений, а потому лирическому герою хочется проскакать на коне. 

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Он хочет отправиться на челноке под парусом в открытое море. 

…Беззаботен и один,

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

Он желает видеть себя во дворце, вокруг которого зеленый сад, а в мраморном зале журчит фонтан.

…И меня б в мечтаньях рая,

Хладной пылью орошая,

Усыплял и пробуждал…

Символический образ вольных птиц появляется в стихотворении «Пленный рыцарь» (1840).

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

От прежних битв остались только воспоминания, так как «каменный панцирь» надежно удерживает пленника, голову которого сдавливает «каменный шлем».

 

Быстрое время — мой конь неизменный,

Шлема забрало — решетка бойницы,

Каменный панцирь — высокие стены,

Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!..

В этом стихотворении символизируется самый бег «летучего времени»; трагическая его остановка (узник в темнице) лишь подчеркивает момент движения.

О свободе творчества автор говорит в лирическом произведении «1 января» (1840). Лирический герой бросает вызов светской черни:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью…

В творчестве Лермонтова мотиву свободы противостоит мотив узничества, который выражен в «Тюремном цикле» («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»).

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» (1841) — лирическое произведение обличительного типа. Со свойственной Лермонтову прямотой он открыто говорит о той России, из которой бежит, гонимый жаждой свободы:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

2. Борьба

Лермонтов не мог в своем творчестве обойти тему борьбы, которая была связана с его эпохой. Его лирический герой переживает состояния внутренней дисгармонии.

Поэтизация жизни как активного действия, как «борения» представляет собой замечательную особенность лермонтовской поэзии (стихотворение «1831-ГО июня 11 дня»). Так жизнь скучна, когда боренья нет.

В минувшее проникнув, различить

В ней мало дел мы можем, в цвете лет

Она души не будет веселить.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

В стихотворении «Парус» (1832) на первый взгляд автор рисует пейзаж:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

У автора-романтика природа обладает душой, и поэтому мы можем говорить о сопоставлении явлений природы с переживаниями человека:

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Конфликт между парусом и морем воспринимается как конфликт между человеком и жизнью. Человек не может изменить ход жизни, и у него возникает неудовлетворенность, которая мешает ему чувствовать себя счастливым. 

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Автор в стихотворении пользуется образным параллелизмом. Это такой прием, при котором внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам и явлениям природы.

Протест против существующих порядков заключен в следующих строках: 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

Оглядываясь вокруг себя, поэт мрачнеет, и неудивительно, что он задумывается над поколением, к которому сам принадлежит, с которым еще недавно шел рука об руку. Грядущее этого поколения представляется ему пустым или темным. Об этом поколении автор рассуждает в стихотворении «Дума» (1838):

…под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Лермонтов осуждает свое поколение за бездействие: К добру и злу постыдно равнодушны, 

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы…

Молодые люди не научились жить, иссушая свой ум «наукою бесплодной», скрывая свои благородные стремления, боясь быть осмеянными, беря от жизни все самое лучшее и при этом ничего не давая взамен. Души представителей этого поколения закрыты для поэзии. 

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтов сожалеет, что жизнь целого поколения окажется пустой и бесплодной, не оставив следа в истории. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, 

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

О жизни и смерти Лермонтов размышляет в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841). В природе нет противоречий, и поэтому она дает человеку покой.

В мире, где постоянно происходит накал страстей, жить невозможно и смерть кажется выходом из бесполезной борьбы. Поэта мучают противоречия, так как он любит саму жизнь. Одиноким выходил он на дорогу, прислушиваясь к языку звезд. 

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

…Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

3. Одиночество

Во всем творчестве Лермонтова звучит мотив одиночества. Сам поэт всегда чувствовал свое внутреннее одиночество, находясь в постоянном поиске родственной души. Наиболее одиноким он ощущает себя в моменты разочарований, тогда появляются мысли об уходе из жизни.

В стихотворении «Парус» (1832) автор рассказывает историю одинокого паруса, который колышется на волнах. Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Мысли о том, что одинокая жизнь порой невыносима и хочется встретить того, кто тебя понимает и с кем можно разделить одиночество, иногда посещали Лермонтова. Они нашли свое отражение в стихотворении «На севере диком стоит одиноко» (1841).

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнце восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Жизнь полна разочарований, с которыми Лермонтов сталкивался и о которых он знал не понаслышке. Встречи с людьми, расставания, переживания преследуют поэта. В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов повествует о старом утесе, на груди которого «ночевала тучка золотая». «Утром в путь она умчалась рано»,

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Мотив одиночества звучит в стихотворении «Никто моим словам не внемлет…» (1836).

Никто моим словам не внемлет… я один…

..Я полон весь мечтами

О будущем… и дни мои толпой

Однообразною проходят предо мной…

Мотиву одиночества очень близки мотивы странствия и изгнания. Так, в стихотворении «Тучи» (1840) автор с грустью обращается к тучам:

Тучки небесные, вечные странники!

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…

…Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) Лермонтов размышляет о душевных состояниях, с которыми трудно справиться одинокому человеку:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

-Л жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

— Такая пустая и глупая шутка…

Comments

Добавить комментарий