Краткое содержание Иуда искариот. Л. Н. Андреев

Иисуса Христа много раз предупреждали, что нужно остерегаться Иуды из Кариота. Рассказывали, что он бросил жену в бедности, а то, что детей у него не было, еще раз говорило о том, что Иуда — дурной человек, так как Бог не хочет от него потомства.

У Иуды «досадно-жидкий и неприятный для слуха» голос, череп «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие и даже тревогу… Двоилось также и лицо Иуды»: один его глаз — живой и хитрый, второй — слепой, неподвижный. Ученики Христа относятся к Иуде с брезгливостью. По словам Иуды, каждый человек совершает в жизни преступление или дурной поступок; «хорошими же людьми называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь».

Христос поручает Иуде вести хозяйственные расходы — собирать пожертвования и прочее. Перед селением, куда направляются Христос и ученики, Иуда уверяет, что его жители дурно истолкуют учение после ухода Христа, пророчит беду. Фома, чтобы проверить предчувствие Иуды, возвращается в селение и убеждается в его правоте. Жители другой деревни встречают Христа враждебно. Иуда спасает Иисуса, отвлекая внимание на себя шутовскими выкриками, угрозами, мольбами. Но Иисус ни разу не хвалит Иуду.

Во время одной из остановок ученики состязаются в силе (бросают с горы тяжелые камни). Самым сильным кажется Петр, но Иуда побеждает его.

Иуда крадет несколько динариев, Фома придает дело огласке. Иисус же говорит, что Иуда может брать денег, сколько он хочет, никому не говоря и ни с кем не советуясь. Иуда рассказывает Фоме, что отдал деньги голодной блуднице.

Петр и Иоанн по очереди спрашивают у Иуды, кто из них будет первым возле Христа в царствии небесном. Каждому из них Иуда льстит, но, когда Петр и Иоанн вместе задают Иуде тот же вопрос, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет он.

Иуда отправляется к первосвященнику Анне. Тот не хочет трогать Иисуса, боясь заступничества учеников и верующих. Иуда несколько раз посещает Анну, прежде чем убеждает его в необходимости арестовать Христа. Иуда долго и мелочно торгуется, потом соглашается на вознаграждение в 30 сребреников.

В последние дни жизни Иисуса Иуда окружает его трогательной лаской и заботой: передает через женщин цветы, сажает на колени Иисусу детей, покупает дорогое вино, просит учеников, чтобы те берегли Иисуса, достает два меча.

Иисус вступает в Иерусалим, он предчувствует недоброе. В Гефсиманском саду Иуда просит Иисуса приказать ему остаться, не идти предавать его. Появляются стражники, Иуда предает Христа целованием. Ученики даже не пытаются вступиться за учителя и бегут. Петр трижды отрекается от Иисуса. Иуда идет за Христом, но до самой казни не видит ни одного из учеников. Все называют Иуду предателем. Иуда приходит на суд Пилата. Просит Фому отбить Христа, но Фома не способен на это, он доверяет «праведному суду». Единственный, кто понял про Иисуса все, — Пилат, но он бессилен совладать с толпой, требующей казни, и публично умывает руки.

Иуда следует за Христом на Голгофу. Он надеется, что все «поймут» и Христос не будет распят. После распятия Иуда заявляет, что предал невинного, значит, предал синедрион «позорной смерти, которая не кончится вовеки». Ученики Христа сидят и ждут «вторжения стражи и, быть может, новых казней». Иуда упрекает учеников в предательстве, они проклинают его. Он заявляет: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать!.. Жертва — это страдания для одного и позор для всех… Вы на себя взяли весь грех… Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она7» Иуда идет вслед Христу, зовет всех за собой. Петр собирается за ним, но остальные удерживают его. Петр плачет, не зная, куда ему идти.

На горе Иуда останавливается, просит Христа встретить его ласково, уверяет, что ради любви к Иисусу готов идти в ад. Он вешает веревку над обрывом, чтобы, если она оборвется, разбиться о камни. Утром приходят люди, вынимают Иуду из петли и бросают его в овраг, «куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль».

 

Comments

Добавить комментарий