Идея, тем и сюжет поэмы «Двенадцать»

Произведение было написано в 1918 году, сразу после событий революции, которым Блок был свидетелем. В поэме отражены суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь той поры, а также взгляды самого поэта на революцию, сущность цивилизации и культуры. Понять его взгляды, а также содержание поэмы «Двенадцать» вне контекста всего творчества поэта невозможно.

Восприятие Блоком революции своеобразно и связано с его философскими и эстетическими взглядами. После 1905 года в творчестве Блока наступает перелом. Действительность приходит в трагическое противоречие с идеалистическими воззрениями писателя. Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, «обывателя»; постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в его сознании в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства.

Фридрих Ницше с его идеей цикличности развития цивилизации был чрезвычайно популярен в среде символистов. Трактуя историю, Ницше утверждал, что все развитие человечества складывается из противодействия двух сил — «дионисиевского» (необузданная энергия, первобытная сила, энергия, существующая вне конкретной формы) и «аполлонического» (то, что называется искусством, — строгие формы, каноны). В момент возникновения культуры «дионисиевское» преобладает, дает мощный толчок развитию. Постепенно оно начинает выражаться в конкретных формах: возникают общественные институты, многочисленные запреты — мораль, законы (так же, как в литературе и искусстве возникают определенные жанры, школы и пр.), другими словами, возникает то, что принято называть цивилизацией. Таким образом в культуру вносится «аполлоническое» начало, которое постепенно — с развитием цивилизации — начинает преобладать. И чем больше «аполлонического» и меньше «дионисиевского», тем ближе культура к упадку. Когда «аполлоническое» окончательно берет верх, наступает эпоха разложения, декаданса. Цивилизация умирает, изживает себя. По мнению Ницше, культура развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой культуре должны прийти дикие орды, которые разрушат цивилизацию, но вместе с тем дадут новый толчок развитию культуры, так как принесут с собой новый потенциал «дионисиевского» (так в свое время была сметена варварами Римская империя, государство эллинов и другие древние цивилизации).

Эти взгляды разделял и Блок, о чем писал в своих статьях «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма». Именно как разрушительную стихию, «дионисиевское» начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают его поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Отсюда характерные черты, которые сознательно подчеркиваются Блоком в сущности революции:

а) разрушительная стихия (образ ветра, мятущиеся представители «старого мира», анархический характер поступков и идеологии «двенадцати»);

б) антихристианская направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!»). Христианство воспринимается Блоком так же, как часть цивилизации, то есть выродившееся «аполлоническое начало», что перекликается с ницшеанской идеей «смерти старых богов». В этом отношении интересно окончание поэмы. «Двенадцать человек» идут «без имени святого», совершая преступления (с точки зрения морали старого мира), но впереди идет Иисус Христос. Если исходить из логики повествования, это не Христос, а Антихрист. Но у Блока была своя логика. Для него разрушение выродившейся цивилизации — благословенное действо, ключом к пониманию образа Христа может служить фраза «Мировой пожар в крови, Господи, благослови!»;

в) аморализм (убийство Катьки, «Ужь я темячко почешу, почешу…», мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и т. д.);

г) гибель старой культуры, цивилизации, всего «старого мира» (символический образ «паршивого пса», «буржуя», «дамы в каракуле» и т. д.).

Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное, обновление. Не случайно, что Блок после 1918 года не написал ничего существенного до самой смерти в 1921 году. Разочарование от того, что революция не явилась тем, что в ней увидел Блок, и, по выражению самого Блока, от «социалистического строительства» (об этом он пишет в своих дневниках) было тому причиной.

Comments

Добавить комментарий