Идея и тема, сюжет романа «Поднятая целина»

 

«Красные» и «белые» в романе

 

Представителей двух противостоящих лагерей в романе не так много, большинство героев романа — люди колеблющиеся, сомневающиеся. До конца «красными» можно считать лишь трех главных персонажей — Нагульнова, Разметнова и Давыдова, так как именно они являются носителями идеологии (остальные гремяченцы приходят в их лагерь постепенно, под их влиянием). Для всех троих, хотя и в разной степени, характерны непримиримость, безграничная вера в коммунистические идеалы. Автор не рассказывает о том, как каждый из них рришел к коммунистической идеологии, все трое предстают перед нами уже сформировавшимися в идейном отношении личностями. Уровень образования всех троих крайне низок (занятия Нагульнова английским, его наивные суждения о коммунизме и мировой революции, попытки Разметнова чести бухгалтерскую отчетность, хозяйственная безграмотность Давыдова), и вряд ли они знают об учении Маркса больше, чем Половцев, который читал «Манифест» и даже работал учителем в школе. Половцев с Лятьевским также «борцы», и они также не жалеют своей жизни ради идеи. Таким образом, полюса сближаются. Методы, которыми действуют и те и другие, часто похожи. Следовательно, противопоставление идет не по «идеологической» линии. Основным критерием, по которому оценивается тот или иной поступок, оказывается его корыстность или бескорыстность, способность или неспособность человека на подлость или предательство (Лятьевский предает четырех казаков), а также отношение к народу. Действия Нагульнова, Давыдова и Разметнова направлены на благо для людей, они стремятся к социальной справедливости. В этом отношении Цоловцев и Лятьевский резко противопоставлены «красным» — они считают народ быдлом, стадом, сражаются лишь за свои интересы.

 

Народ и власть в романе

 

Характерно, что гремяченские «коммунисты» с самого начала действуют самостоятельно. Образ высокого партийного начальства в романе прорисован невразумительно, а то, что прорисовано, выглядит крайне негативно. Во всех сценах, происходящих в райкомовских стенах, на совещаниях у начальства, ощущается неискренность, бюрократизм партийного начальства, незнание реальной обстановки, равнодушие к конкретным людям. Особенно ярко это видно на примере совещания, на котором Нагульнова исключают из партии. По существу, здесь воплотилось представление о бездушной государственной машине, для которой человек — не личность, а человеко-единица. Недаром Нестеренко вынесен за скобки: он действует на местах, общаясь с народом, а не из кабинета, но это скорее отличительные особенности его личности, а не следствие его партийной принадлежности. То, что он советует Давыдову, действительно нужно и направлено на благо людей (покупка книг, внимательное отношение к женщинам, собравшимся в станицу за покупками, нравственная чистоплотность, воспитание на личном примере и пр.). Эволюция, которую в романе претерпевает образ Давыдова, происходит именно в этом направлении. Жить чаяниями и интересами людей — именно этому учится Давыдов (рассказ Аржанова, спор с Устином Рыкалиным).

 

Юмор и ирония в романе

 

Юмор в романе связан с образом деда Щукаря. Образу на страницах романа отведено достаточно много места, так как он несет на себе, помимо общей юмористической нагрузки, еще и нагрузку смысловую. Дед Щукарь, несмотря на то что он попадает в самые невероятные ситуации, а также постоянно врет, хвастает, любим хуторянами потому, что его вранье и хвастовство бескорыстно, оно не приносит никому вреда, никого не оскорбляет (в отличие от Островнова, которого, несмотря на хозяйственность, в хуторе не любят). Но образ Щукаря нужен был автору еще и для того, чтобы ввести иронию в характеры главных героев. Так, в народном понимании рассказы Нагульнова о мировой революции, а Давыдова о классовой борьбе ничем не отличаются от вранья Щукаря: и то и другое — безобидное чудачество, делающее человека близким и понятным (Нагульнов и Щукарь осознанно ставятся очень часто рядом — Нагульнов изучает английский язык, а Щукарь читает «по догадке» словарь, причем и то и другое очень похоже; они вместе слушают петушиное пение). Каждого из персонажей (положительных) автор наделяет Щукаревой «чудинкой» — это своего рода знак близости к народу. У Давыдова это слово «факт», которое он постоянно, часто невпопад повторяет в разговоре (ср. чтение Щукарем энциклопедии), у Нагульнова — страсть к петушиному пению, у Разметнова — голуби, ради которых он стреляет окрестных кошек (ср. нелюбовь Щукаря к собакам). Сквозь призму образа Щукаря, через иронию образы главных героев очищаются от наносного (идеологической шелухи), при этом выносится на поверхность мысль общественная («правда»), которую герои утверждают силами собственной души.

Смех, юмор, по Шолохову, — неотъемлемая часть народного духа (противопоставление — Половцев никогда не улыбается). Часто именно смех приходит на помощь в критической ситуации (сцена раскулачивания, выступление Щукаря на приеме колхозников в партию).

 

Женские образы в романе

 

Все женщины, обрисованные в романе, — образы цельные и сильные. Эти женщины твердо стоят на земле, знают, чего хотят в жизни, в них сильно природное начало (хозяйство, продолжение рода). Именно эта цельность и привлекает Нагульнова и Давыдова в Лушке, а Разметнова в Марине, хотя всем троим женщины в итоге изменяют. Здоровое реалистическое начало в женщинах и «романтические идеи» главных героев великолепно проецируются на взаимоотношения Щукаря и его старухи (не случайно в Давыдова влюбляется Варя, находящаяся в юном, «романтическом» возрасте).

Описание взаимоотношений главных героев с женщинами пронизано иронией. Все трое оказываются несостоятельны в семейных отношениях (Лушка изменяет Нагульнову, Давыдов никак не может определить свои отношения с той же Лушкой, так что та в конце концов обзывает его трусом, бабой и предлагает надеть свою юбку; Разметнов щеголяет в галифе первого мужа Марины, которые с него стаскивают во время бабьего бунта).

Но несмотря на то, что и Нагульнова, и Разметнова, и Давыдова покидают, им дано важное умение — любить. Любовью главные герои проверяются и, несмотря на то что она оканчивается неудачей, выказывают важнейшее свойство своей души — бескорыстие и преданность.

Comments

Добавить комментарий