Идея и тема романа «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но это не «криминальный роман» и не «детектив», а один из величайших философско-психологических романов, да и сам герой здесь — необычный преступник. Это — молодой человек, недоучившийся студент с философским складом ума, чуткий и отзывчивый к страданиям окружающих, готовый в любую минуту бескорыстно прийти на помощь другому бедняку. Обожающие его мать и сестра возлагают на него огромные надежды, университетские товарищи признают его превосходство и не без основания видят в нем талант. Перед читателем не заурядный, рядовой убийца, а честный и одаренный представитель молодежи, увлеченный мыслью на ложный путь и в результате ставший преступником.

Преступление Родиона Раскольникова является своеобразным бунтом против существующих порядков. По его теории человек и общество по сути своей преступны, а потому не может быть и самого понятия «преступление». Он идет на преступление, видя страдания людей.

Раскольников тщательно готовится к преступлению, разрабатывает его план, но в реальной жизни появляются непредвиденные обстоятельства, о которых Раскольников и не подозревал. Так, в самый неподходящий момент в квартире оказывается Лизавета, которую Раскольникову приходится убить. Преступлением Раскольников «отрезает» себя от людей.

Достоевский в образах Лужина и Свидригайлова указывает на два пути, которые ожидают Раскольникова. Для Лужина ничего не стоит совершить любую подлость. Он идет вперед по трупам. Лужин и Раскольников выбирают единые средства, но цели у них разные. Свид- ригайлов полностью отвергает морально-этические нормы. Своими преступлениями он утверждает свою волю, создает для себя морально-этические нормы.

Общаясь с Лужиным и Свидригайловым, Раскольников понимает, что он в тупике. Если «экономическая» мораль Лужина способна, как и «идея» Раскольникова, оправдать преступление, то к тому же выводу может вести потеря нравственных ориентиров — та болезнь, от которой страдает умный, но циничный Свидригайлов, кончающий с собой из-за угрызений совести, чувства пресыщения жизнью и гадливости к себе. Для Раскольникова этот путь неприемлем. Воскрешение Раскольникова происходит именем Христа благодаря тому человеческому, что в нем сохранилось: содержал больного студента в течение года, спас из огня двоих детей, помогает Мармел адовым.

Не чужд «идее» Раскольникова и следователь Пор- фирий Петрович — человек, переживавший в молодости свою полосу гордых порывов и мечтаний. Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает в какой-то мере свою собственную молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя официального правосудия. Осуждая убийцу, Порфирий, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью Раскольникова — бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества.

Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню. Самоубийство Свидригайлова полностью убеждает Раскольникова в том, что его путь неверен.

Раскольникова воскрешает к новой жизни Соня. Достоевский в образе Сони воплотил свою идею о «грязи физической» и «грязи нравственной». Соня чиста нравственно, хотя вынуждена жить в «грязи физической». Душу ее страдания укрепляют.

Достоевский противопоставляет теории Раскольникова христианскую идею искупления своих и чужих грехов страданием: образы Сони, Дуни, красильщика Мико- лая, готового взять на себя чужую вину.

Через любовь к Соне Раскольников открывает мир христианских духовных ценностей и воскресает к новой жизни.

Идейное содержание романа — развенчание теории Раскольникова. То, что теория Родиона Раскольникова несостоятельна, становится очевидно уже в момент совершения преступления.

В течение многих лет Достоевский вынашивал замысел романа. Черновики свидетельствуют, что Достоевский собирался писать от первого лица, в форме исповеди героя, но вынужден был отказаться от этого плана, так как в таком случае ему не удалось бы столь широко обрисовать характеры и душевный мир других персонажей. Эту тему автор затрагивал также в романе «Униженные и оскорбленные» и в повести «Записки из подполья».

Comments

Добавить комментарий