Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек — удивительное и безмерно интересное существо, обладающее специфическим свойством (через разум) задумываться о себе и окружающем мире. Человек — творец общества, культуры, носитель духа и разума.

Человек — это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество. В XXI веке обострился интерес к проблеме человека, которая содержит в себе много тайн и загадок для самого человека: нравственен один и безнравственен другой; религиозный человек и атеист, речь у всех разная; разное сознание и т.д.

Человека нельзя построить, как предмет, человек не может быть понятием. Человек — это индивид и индивидуальность. Индивид — это конкретный человек: мужчина, женщина, пахарь, ребенок, мудрей и т.д. Индивид — один из людей с точки зрения его самобытности, особенности общества и условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого, Индивидуальность — это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т.д., которые отличают одного индивида от другого. Индивидуальность — это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Живя в окружающем мире, человек многое знает и многое не знает. Природа развивается медленнее, общество быстрее и это всегда порождает в человеке противоречие: что от него зависит и что не зависит, что он может изменить и что не может, возможно ли взаимопонимание между людьми или каждый человек «варится в собственном соку» Человек находится в постоянном поиске, и наша цивилизация никогда бы не стала называться человеческой, если бы человек не стал личностью.

Личность, дословно иметь лицо, т.е. человеческое достоинство. Личность складывается в общении с людьми и тесно связана с понятием «общество». Личность — это самоутверждение человека в профессии, в общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. На определенных этапах жизни человека некоторые стороны личности начинают доминировать и образуют сущность личности и ее характер:

  • усиленная забота о своем теле и его функциях;
  • этап образования;
  • расширение и обогащение социальных связей;
  • поиск мощной духовной активности и т.д.

Возраст, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному «расщеплению» или деградации. Выделяют несколько крупных социальных типов личностей — деятели (для таких людей главное активное действие); мыслители (философы, ученые и т.д.); люди чувств и эмоций (деятели литературы и искусства); гуманисты и подвижники (люди, спешащие делать добро). Человек, живя и действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и общественных условий. В процессе деятельности происходят формирование и самореализация личности.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и т.д. Он может совершать поступки, проявлять себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым работником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерно проявление активности. Ролевые характеристики определяют характер связей человека с общественными отношениями. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется, действует, любит, ненавидит, борется и т.д. Организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как личность, Человек.

Comments

Добавить комментарий