Б. Л. Пастернак – краткие биографические сведения

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве.

1909 г. — после окончания в 1908 году гимназии поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, начинает писать стихи.

1912 г. — проводит семестр в Марбургском университете, знакомится с поэтом Р. М. Рильке, получает предложение остаться для сдачи докторского экзамена при кафедре, но отклоняет его.

1913 г. — окончил университет, во время учебы в котором прошел предметы композиторского факультет а консерватории. Публикует стихи в альманахе, выпускавшемся группой поэтов «Лирика».

1914 г. — поэтический сборник «Близнец в тучах» (с предисловием Н. Асеева), одобренный Брюсовым. Примыкает к футуристической группе «Центрифуга», дружба с Маяковским.

1918—1921 гг. — плодотворная творческая работа, переводы произведений зарубежных авторов — Клей- ста, Бена Джонсона, Гёте и др.

1922 г. — выход сборника «Сестра моя — жизнь» — своеобразной поэтической декларации. Стихи Пастернака отличает насыщенная, усложненная образность, они очень богаты метафорами.

1925 г. — роман-поэма «Спекторский», в значительной степени автобиографический, поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

1928 г. — замысел прозаической книги «Охранная грамота», завершенной через два года. Это, по словам самого поэта, «автобиографические отрывки» о том, как складывались его представления об искусстве и в чем они коренятся. В поэзии положения «Охранной грамоты» были применены и декларированы в сборнике «Второе рождение».

1929 г. — выход сборника «Поверх барьеров», переизданного в 1931 году. Поездка на Кавказ, цикл стихов «Волны», переводы с грузинского.

1932 г. — книга стихов «Второе рождение».

1938 г. — начал переводить Шекспира.

1945 г. — книга стихов «На ранних поездах»

1952—1959 гг. — продолжительная болезнь и цикл стихов «Когда разгуляется». Роман «Доктор Живаго» в 1958 году опубликован за границей. Начало травли со стороны властей. Нобелевская премия в области литературы, от которой писатель вынужден отказаться из-за ситуации вокруг публикации романа.

1960, 30 мая — кончина после тяжелой болезни.

* * *

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку.

За шесть гривен

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

(1912, 1928)

ЗИМНЯЯ ночь

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной

мгле Седой и белой.

Свеча горела па столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(1946)

*        * *

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти. 

О беззаконъях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука —

Натянутая тетива

Тугого лука.

(1956)

Comments

Добавить комментарий