Сюжет, тема и идея романа «Отцы и дети»

Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой — Базаров. Появление его в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им, и окружающими как «вылазка» во враждебный стан. Назвав роман «Отцы и дети» и окружив Базарова не учениками, которые способны пойти дальше, а недостойными идти по его стопам, Тургенев на него возложил миссию представлять молодое поколение, «детей». Базаров сознательно ставит перед собой цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит развитие. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Он представляет свое время и революционную природу молодости, в нем воплощается поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло.

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, Тургенев дал понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры. «Это торжество демократизма над аристократией», — так оценивает Тургенев смысл изображенной им ситуации.

Писарев отмечает, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер: главное, по его мнению, соблюдать внешние приличия и не щадить усилий, направленных на то, чтобы считаться джентльменом. Суть Павла Петровича заключается в том, что он придает большое значение внешней форме, не заботясь о ее содержании. Подтверждением данного высказывания может служить описание кабинета Павла Петровича.

Между Базаровым и Павлом Петровичем много общего: оба питают пристрастие к «внешним эффектам»; оба отличаются «неорганичностью» с окружающим их миром. Базаров нетерпимо относится ко всему уродливому и недееспособному, что есть в Павле Петровиче, впадая при этом в крайность. Он отрицает жизненные установки «отцов». Базаров, по сути, — Павел Петрович с точностью до наоборот. На отрицании нельзя ничего построить, так как суть жизни состоит не в отрицании, а в утверждении.

Николай Петрович Кирсанов, который не вступает в полемику с Базаровым, является настоящим оппонентом лидеру нигилистов. Он обладает знанием, которое невозможно передать словами, так как его можно лишь почувствовать. Мироощущение Николая Петровича, поведение, которое лишено внешней вычурности, а также душевная широта противостоят все отрицанию нигилистов и недоступны пониманию «уездного аристократа».

Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.

В своей любви, которую он так настойчиво отрицал, не желая себя ломать, Базаров проявляется как человек. Убеждения его вступают в противоречие с его человеческой сущностью. От убеждений он не может отказаться, и убить в себе человека он тоже не в состоянии. Он умирает потому, что для него нет выхода. Тургенев сам объяснял гибель Базарова не любовным недугом. За смертельной, как бы случайной болезнью героя писателю виделся рок, преследующий носителей исторического прогресса, людей, признанных воплощать новое в жизни общества, стоять в «преддверии будущего».

В романе множество описаний природы, которые приводят читателя к выводу о том, что природа — храм, а не мастерская, что человек счастлив лишь тогда, когда живет в гармонии с окружающим миром.

Вечная природа, несмотря на то что Базаров посягал на ее спокойствие, дарит Базарову последнее успокоение. На могилу к Базарову приходят его родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся. Базаров уходит из жизни, не завершив своей миссии, он не оставляет достойных себя последователей, масштаб его личности столь велик, что рядом с ним все кажутся мелкими, но сама значительность этого героя свидетельствует о том, что подобному характеру еще предстоит сыграть свою роль в исторической жизни страны.

Д. И. Писарев о романе «Отцы и дети»

«В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры; есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни… Мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника».

«В его (Базарова) личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах… Как эмпирик, Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык… Вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина… На людей, подобных Базарову, можно негодовать… но признавать их искренность — решительно необходимо…»

«Работает он без цели, для добывания хлеба насущного или из любви к процессу работы, а между тем он смутно чувствует по количеству собственных сил, что работа его не останется бесследною и к чему-нибудь приведет. Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».

«Им управляют только личная прихоть или личные расчеты… Впереди — никакой высокой цели; в уме — никакого высокого помысла, и при всем этом — силы огромные!»

«Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать».

«Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает… Выкраивать других людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий умственный деспотизм… Базаров основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне необразованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами».

«Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов».

«Для Базарова нет женщин, способных вызвать в нём серьезное чувство и с своей стороны горячо ответить на это чувство».

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг… Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма…»

«Онегин холоднее Печорина, и потому Печорин дурит гораздо больше Онегина, кидается за впечатлениями на Кавказ, ищет их в любви Бэлы, в дуэли с Грушницким, в схватках с черкесами, между тем как Онегин вяло и лениво носит с собою по свету свое красивое разочарование. Немножко Онегиным, немножко Печориным бывал и до сих пор бывает у нас всякий мало-мальски умный человек… Рядом с этими скучающими трутнями являлись и до сих пор являются толпами люди грустящие, тоскующие от неудовлетворенного стремления приносить пользу… Горячее желание Рудиных и Бельтовых пристроиться к практической деятельности и видеть плоды своих трудов и пожертвований остается бесплодным… Из-за Рудиных выдвинулось новое поколение, которое с укором и насмешкой относилось к своим предшественникам… Они сознают свое несходство с массою и смело отделяются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдет ли за ними общество, до этого им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют ее в угоду принятым обычаям и церемониалам… У Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишенное значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми легкими проблесками цинизма…»

«Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью…»

«Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».

 

Герои романа

Аркадий

«Аркадий не любит своего друга, а как-то невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности… напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись».

Павел Петрович

«Дядя Аркадия, Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров… Убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит… В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров».

Ситников и Кукшина

«Юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины… Ситниковы и Кукшины всегда останутся смешными личностями…»

 

Comments

Добавить комментарий