Тема и идея «Маленьких трагедий» Пушкин

В «Маленьких трагедиях» Пушкин сосредоточился на глубочайшем психологическом анализе души человека, безраздельно охваченной какой-то эгоистической страстью, будь то скупость, зависть или гордость. Эти страсти подчиняют себе сильных и волевых людей, но они эгоистичны по своей природе и поэтому приводят их к моральной деградации и преступлению.

Скупой рыцарь посвящает свою жизнь накопительству любой ценой. Деньги стали для него символом безмолвной и беспредельной власти над миром. Барон — гордый человек и устал от унизительной жизни ростовщика. Только в деньгах он видит гарантию своей власти рыцаря над людьми. Совесть мучает барона, поэтому так раздражает его плач вдовы и он не хочет додумывать, откуда взят дублон Тибо. Он прекрасно понимает, что платит слишком дорогую цену за свое богатство. Сын видит только внешнюю сторону жизни отца, он далек от него и совершенно его не понимает. Смерть барона подтверждает, что он не был бесчувственным скупцом. Не смог барон перенести оскорбления, нанесенного сыном в доме, где его уважали три поколения герцогов. Именно глубина нанесенного оскорбления пробуждает столь сильные чувства, что отец вызывает сына на дуэль. Достоинство все-таки становится дороже жизни, скупость не убила в нем все чувства. Честь становится для него дороже безмолвной власти над людьми. Но скупость просыпается в последний миг, и поэтому его последние мысли о ключах.

Сальери — «жрец чистого искусства». Он всю жизнь посвятил познанию законов музыки, тяжелым трудом добился известности, и поэтому для него непереносима легкость, с которой творит гениальный Моцарт. Эта зависть к гениальности становится всепоглощающей, и он решается на злодейство. Сальери пытается оправдать свой страшный поступок тем, что совершает его во имя спасения искусства. Творчество Сальери было безнравственным, потому что в его основе лежало стремление к славе. Он думал только об этом и поэтому зависел от мнения толпы. Так он сам лишил себя свободы творчества. Совсем другой Моцарт. Для него творчество — радость, он свободен и переполнен радостью бытия. Поэтому так хороша его музыка и так нравится людям. Легко и просто Моцарт решает вопрос, мучающий Сальери. Для него гений и злодейство несовместимы. Преступление — результат нравственного падения, которое происходит незаметно и постепенно.

«Маленькие трагедии» — результат размышлений Пушкина о жизни и смысле творчества.

Comments

Добавить комментарий