1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.
2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Посреди героев этой сказки мне приглянулись юная царевна, богатыри и королевич Елисей, а мачеха вызвала чувство возмущения.
3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
Когда королева прощается с царем, ей очень обидно. Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже захворали глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как правитель уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество королевы.
4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.
Новая царица не похожа на первую. Первая любила мужа, а вторая любит только себя. Пушкин пишет о ней:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива.
Своенравна и ревнива.
5. Понравилась ли вам царевна? Почему стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва.
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей.
Королевич Елисей.
Союз но – обозначает противопоставление.
Значит, Пушкин противопоставляет молодую царевну царице.
Царевна молодая, красавица – черноброва, белолица, кроткая. Хороша так хороша!
6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная. Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.
Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».
7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.
Черты характера – горда, ломлива, своенравна, ревнива. Противоречие – умная не может быть ломливой
8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.
- белолица, черноброва. нраву кроткого такого
- трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная
- её любят
- ей помогают
- "моя душа" – называет её Л. Пушкин
9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?
Когда царевна попадает к богатырям, мы узнаем ее характер. Она обходительная, работящая, умеренная, хорошая, хозяйственная. Богатыри наблюдательные, смелые, рачительные, залихватские. Они по обожали царевну за красоту, доброту и нежную заботу, желают жениться на ней, но уважают ее чувства.
10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? И трубит уже молва: Дочка царская жива! И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!
И молва трезвонить стала:
И трубит уже молва:
Дочка царская пропала!
Дочка царская жива!
1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р ] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р1 жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
11. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.
Comments