1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.
Стихотворная речь отличается от прозаической четким ритмом и рифмой.
Возьмем отрывок из сказки "Царевна-лягушка":
"Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один – в баярском тереме, другой на купеческом дворе. Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы".
Мы видим, что в этом отрывке ударения располагаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и. т. д.
Рассмотрим отрывок из "Сказки о мертвой царевне…
Но невеста молодая.
До зари в лесу блуждая.
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
В этом отрывке основные ударные слоги располагаются ритмично: каждая группа состоит из двух безударных, одного ударного и одного безударного. Строки рифмуются попарно: первая со второй, третья с четвертой. В народной сказке рифмы нет.
2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне».
Ритм в литературе предполагает повторение схожих слов, таким образом создавая определенное настроение и атмосферу. "Сказка о мертвой царевне" в общих чертах держит ритм на рифмовке сразу двух строк ("И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! И как буду я царица… "). Ритм может отличаться по количеству ударных и безударных слогов, по длине этих слогов и т. д. Ритм создает напевность и мелодичность произведения. Из этой сказки пример ритма, который создает впечатление очередности событий и быстрой смены событий: "С хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит. Им ома не прекословит". Тут же ритм меняется за счет более длинных строк, что говорит о смене настроения и действий: "Старший молвил ей: «Девица, знаешь: всем ты нам сестрица, всех нас семеро, тебя все мы любим, за себя".
Comments