Познание мира. Виды человеческих знаний

Знания являются результатом особого процесса познавательной деятельности людей. Наблюдения, приобретения полезных сведений, узнавание важных свойств предметов и явлений окружающего мира и образуют процесс познания. Познание предполагает наличие двух сторон: и познающего человека (субъект познания), и познаваемого предмета (объект познания). Цель познания — описать объекты1 такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Эту цель можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта, использовать правильный метод.

В процессе познания наука отвечает на разные вопросы, но ее ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов, поэтому допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление. Получение необходимой информации о внешнем мире дают зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Некоторые ученые считают, что важную роль также играет инициатива. Через органы чувств информация поступает в кору головного мозга, где обрабатывается сознанием и через мышление выдается в виде умозаключений, теорий, взглядов, художественных образов и т.д.

Под истиной понимается достоверное, правильное знание. Различают абсолютную истину — полные, объективные знания о предметах и явлениях окружающего мира и относительную истину — неполные (недостаточно изученные) знания. Истина может быть и абсолютной и относительной, чем больше человек приобретает знаний о том или ином предмете и явлении в ходе развития человеческого общества, познания, тем больше расширяются границы знания. И то, что вчера было абсолютным, завтра может стать относительным и наоборот. Задача науки — наращивать объективные знания о мире. Критерием познания истины является практика. Критерием истины может служить признак или сумма признаков, мерило, средство установления соответствия знаний их объектам. Важную роль в познавательной деятельности людей играет практика — повседневная жизнедеятельность.

Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научных знаний. С точки зрения этого подхода знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования. К практике относят наблюдения, исследования, эксперимент, моделирование и т.д. Немецкий философ И. Кант в одной из своих работ делает вывод: «Человек» чем больше ты знаешь, тем больше не знаешь. И жить на грани знания и незнания тебе суждено вечно, так будь же осторожен».

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности — для строительства жилищ и производства стали, ухода за детьми и создания ЭВМ и т.д. Знания ориентируют и организуют человека в окружающем мире. Наши знания разнообразны. Человек за свою жизнь усваивает только небольшую часть знаний, накопленных за тысячелетнюю историю человеческого общества.

Comments

Добавить комментарий