Кавказский пленник. На странице 297 – 298

1. Как попали в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого?

Они попали в плен из-за Костылина, который предложил отделиться от обоза и поехать впереди. Если бы они не отделились от обоза, то избежали бы плена.

Даже отделившись от обоза, у них был ещё шанс не попасть в плен. Когда на Жилина напали татары, у Костылина было ружье, если бы он не испугался татар и не бросил своего товарища тогда они бы спаслись.

2. Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

Жилин и Костылин являются полными противоположностями. По-разному они ведут себя и в плену. Жилин надеется лишь на себя, на собственные силы. Он проявляет лучшие качества офицера: сила духа, храбрость, стремление вырваться на волю. Когда ему предлагают написать письмо родным с просьбой о выкупе, он намеренно пишет чужой адрес, ведь понимает, что его мать не выдержит такого удара. Л Костылин в свою очередь сразу же пишет просьбу выкупить его, ведь на свои силы он не надеется. Он слабый, безнравственный, бездуховный человек, который постоянно ищет опору. Он все время ноет и стонет, тем самым изматываясь еще больше.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сильный, храбрый, офицер, лучшие качества, слабый, безнравственный, бездуховный человек.

3. Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он был из бедной семьи?

Он так поступил из-за того что у него была пожилая, больная мать, и он не хотел её убить окончательно этим письмом.

4.   Чем Жилин завоевал расположение к себе татар?

Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар. В деревне татар Жилин был прославлен как мастер на все руки: он починил часы его хозяина, делал куклы для Дины, вылечил одного татара.

5.   Почему Дина решила спасти Жилина? Что грозило ей за этот поступок?

Дина – тринадцатилетняя дочь татарина, у которого в плену находились офицеры русской армии Костылин и Жилин. Тоненькая, худенькая черноглазая девочка с красивым лицом и тоненькими ручками подружилась с Жилиным, который мастерил для нее кукол. Ей было жалко пленного русского, и она украдкой приносила ему еду: молоко, лепёшки, мясо, черешню. А однажды Дина рассказала Жилину, что его хотят убить.

Она не видела в нем врага и не испытывала к нему ненависти. Ее детская душа тянулась к этому доброму дядьке, которые очень ласково с ней разговаривал и относился к ней по- отечески тепло.

Добрая девочка помогла пленнику бежать и очень плакала, прощаясь с русским Иваном.

Она не могла не понимать, что за такой поступок ей грозило самое строгое наказание, но и посту пить по-другому она тоже не могла. Мудрая, смелая и очень отважная девочка.

6. Чем различаются характеры Жилина и Костылина? В каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев?

Характеры Жилина и Костылина очень разные. Жилин – это человек действия. Он сильный, храбрый, имеет позитивное мышление, человек чести и воинского долга. Костылин – полная его противоположность. Это бездейственная, абсолютно пассивная и ленивая личность.

Все черты характера персонажей проявляются в их действиях. Жилин, когда его заставляют писать письмо с прошением о выкупе, пишет чужой адрес. Он беспокоится, что его мать не перенесет тяжелой вести, к тому же потратит все деньги. Костылин же с легкостью и без колебаний отправляет письмо. Когда военные решают совершить побег, это не удается от постоянного нытья и слабости Костылина. В результате в скором времени Жилину удается убежать, а Костылин так и остается бездействовать в плену.

7. Послушайте выразительное чтение фрагмента рассказа, обратившись к электронному приложению. Как в данном эпизоде раскрываются характеры Жилина и Костылина?

В общем, по-моему Жилин сначала попал в плен, но он не сдавался! Он чувствовал патриотизм к своей родине (поэтому не сдавался, а пытался выбраться), он был отважным и бесстрашным. Костылин, в свою очередь был ленивый, не уверенный в себе, был нытиком

8.   Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит убил сам?

Это введено для того, чтобы показать почему старик не любил русских и хотел , чтоб Жилина и Костылина убили.

9.   Какое впечатление произвёл на вас этот вставной эпизод? Можно ли понять поступок старика? Можно ли его оправдать (и по отношению к сыну, и по отношению к Жилину)?

Очень грустно, когда читаешь о таких людях, которые живут местью и в их сердце только ненависть и злость. Старик был воином, джигитом и он убивал врагов в бою, которые пришли на его землю, сражался за независимость, у него была честь и достоинство. Это можно понять, война есть война и потеря сыновей -это большое горе для любого человека. Восьмого сына старик считает предателем, сын не погиб, защищая дом, а сдался в плен. Старик сам сдаётся в плен, что бы убить сына за предательство!Понять его порыв можно, но им не движет чувство любви к своей малой Родине, он убивает сына из-за ненависти к русским, тем самым отнимает жизнь у ближнего без смысла, вершит самосуд, а сам сбегает. Если он считал позором предательство сына, то почему не погиб сам, сражаясь с врагами, смыв своей кровыо позор предательства. Он поступил подло, по отношению к сыну, не дал ему шанс на жизнь и решил выбора-этому нет оправдания, это говорит о низменности души старика. Посетив Мекку и став хаджи он ничуть не изменился, надевая чалму он не стал божьим человеком, его гложет ненависть, Молитвы не приносят ему спокойствия, он не призывает к миру, а наоборот, повинуясь злости, настаивает на убийстве Жилина. Нельзя оправдать убийство сына, приказывая убить Жилина, старик со звериными клыками сам теряет человеческое обличье, люди чести не призывают к бессмысленному насилию.

10. Как вы думаете, почему Толстой поместил свой рассказ в «Четвертую книгу для чтения» то есть в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого. Должны осознать юные читатели?

Мне кажется, что старик не должен был убивать своего сына. Старик не должен был так злиться на Жилина, ведь он ничего плохого ему не сделал.

11. Рассмотрите иллюстрацию Петрова. Почему художник выбрал именно этот эпизод для иллюстрации? На какие детали обращает он наше внимание?

Чтобы показать все грустные чувства того, что Жилин потерял свою любимую лошадь и сам пострадал.

Comments

Добавить комментарий