Слово о погибели Русской земли. Ответы на странице 32

1. Какой предстаёт Русь в описании автора до “погибели”, беды, пришедшей на ее земли?

Русь предстает сильной и отважной, готовой защитить свои земли и свой народ от врагов.

2. Что более всего, по мнению автора “Слова…”, свидетельствует о силе и величии Владимира Мономаха?

О силе и величии Владимира Мономаха, по мнению автора «Слова о погибели», свидетельствует то, что князь сумел прекратить на время своего правления все междоусобицы. Кроме того, Владимир сумел объединить все силы своего государства воедино, сплотить всех князей ради борьбы за Русь. Такое единение помогло победить степных кочевников, нанести сильный удар по вражеским силам. Именно поэтому образ Владимира возносится и приобретает эпическое звучание в «Слове… ».

3. Как вы думаете, о какой беде, «приключившейся христианам», идёт речь, если помнить, что «Слово…» представляет начало неизвестной нам поэмы XIII века?

«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Русской земли и по смерти великого князя Ярослава» ) — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков.

Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве» . Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до нынешнего Ярослава и до брата его Юрья…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси.

Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г. ) . Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы.

4. Известный русский критик, писатель м историк Полевой ещё свыше ста лет тому назад определил “Слово…” как «явную поэму, только в прозе». Какими художественно – поэтическими средствами пользовался автор? Чем образный мир «Слова…» отличается от образного мира произведен и й фольклора?

Автор пользовался такими художественно – поэтическими средствами как: эпитеты, метафоры, сравнения.

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь.

Впервые оно было обнаружено только в конце 1870-х годов К. Г. Евлетьевым и опубликовано в 1892 году X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в конце 1940-х.

«Слово о погибели Русской земли» исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре — образ Русской земли, «светло-светлой» и «красно-украшенной». Неизвестный поэт начинает с восторженного обращения к родине «удивленной», то есть ставшей дивною своими многими красотами. В длинной ритмической фразе он перечисляет эти красоты, начиная прежде всего с родной природы.