Ответы на вопросы для самоконтроля с педагогики

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает педагогика?

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

2. Каковы задачи педагогики?

  • Выявление объективных закономерностей образовательного процесса;
  • обоснование современных педагогических систем;
  • разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием;
  • саморефлексия, или осознание ею самой себя;
  • внедрение результатов научно-педагогических исследований в практику.

3. Можно ли педагогику назвать искусством?

Да, я считаю, что педагогику можно считать искусством. Я считаю, что педагогика – это не просто наука, но и искусство, то есть мастерство педагога довести свои знания до своих учеников. Каждый педагог использует свои индивидуальные методы для обучения.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

4. Каковы главные категории педагогики и связь между ними?

Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие это самая глобальная категория. Оно включает в себя образование, воспитание, обучение, педагогический процесс и прочее.

Образование и обучение это почти синонимы. Одно является неким итогом другого. В процессе обучения мы получаем образование.

Педагогический процесс происходит с помощью педагогических взаимодействий и технологий. Весь педагогический процесс может быть представлен как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач различного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии педагоги и их воспитанники.

Таким образом, все данные категории являются взаимосвязанными частями системы Педагогика.

5. По вашему мнению, что такое воспитание? Почему трудно и даже невозможно раскрыть его смысл одним определением?

Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Смысл понятия «воспитание» невозможно раскрыть одним определением, так как на протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. Существовали и существует разные концепции воспитания.

6. Что такое образование? Какая характеристика образования является главной?

Обучение – это:

  1. специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;
  2. пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;
  3. целенаправленное влияние на развитие информационно – операционной сферы человека;
  4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

По моему мнению, главной характеристикой обучения является то, что он направлен, прежде всего, на формирование и развития человека как личности, так как именно это повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

7. Что понимается под развитием человека?

Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

8. Как связаны понятия «образование», «воспитание», «развитие»?

Рассматриваемые понятия взаимосвязаны в полноценно и научно организованной педагогической деятельности, ее процессах и результатах, являясь основными системными компонентами, взаимодействующими и влияющими друг на друга:

  1. воспитание должно способствовать успехам образования, обучения и развития;
  2. образование — осуществляться в единстве с обучением, развитием и воспитанием;
  3. в ходе обучения должны участвовать воспитание, развитие и специально — образование;
  4. развитие испытывает влияние воспитания, обучения и образования и призвано со своей стороны способствовать их успешному осуществлению и результатам

9. Почему, как вы думаете, в педагогической науке нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей?

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он бы уже давно прекратил свое существование.

Я считаю, что в науке не существует и не должно существовать общего взгляда на то, как надо воспитывать детей. Даже если брать пример со знакомых, окружающих, то можно увидеть, что кто-то из родителей воспитывает детей демократично, то есть дает почти полную свободу ребенку, чтобы он сам смог выбрать, как ему жить, кем быть и т.д., И на некоторых детей, действительно, эта «демократия» влияет положительно: он сам понимает, что ему можно, что не стоит делать, с каким окружением стоит общаться, с каким нет. А есть дети, на которых демократия влияет плохо: они могут самостоятельно не понять, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д., в этом случае к ним уже необходимо применять иные методы воспитания.

Таким образом, каждый человек, каждый ребенок индивидуален: даже если ко всем будут применены одни и те же методы воспитания, из них вырастут разные люди, даже если они росли в одной семье и в одних и тех же условиях. Поэтому родителям очень важно понять, какие именно методы воспитания подходят именно для их ребенка.

Comments

Добавить комментарий